История любви в нотах на саксофоне

С ДЖАЗОМ С ПЕРВОГО ДО ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ</p>
<p>"Музыка должна доставлять удовольствие, а не мучить людей. Играть надо хорошо, с чувством. Вот тогда у джаза появятся новые поклонники". Это одно из самых известных высказываний народного артиста Российской Федерации Георгия Арамовича Гараняна, которому 15 августа исполнилось бы 80 лет.</p>
<p>ОН ОДИН ИЗ ТЕХ ЛЮДЕЙ, ПРО КОТОРОГО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ИЗВЕСТНО ВСЕ, рассказано и высказано так много, что уже вроде и добавить-то нечего. Да что еще можно сказать о лауреате многих международных джазовых фестивалей, члене Союза композиторов РФ и Союза кинематографистов РФ, академике киноакадемии "Ника", кавалере ордена Почета, кавалере ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени, первым из джазовых музыкантов ставшим заслуженным артистом и народным артистом Российской Федерации еще в 1992 году? А его постоянные аншлаги в Большом зале консерватории, что было позволено лишь ему, ставшему единственным джазовым музыкантом, имевшему абонемент в одном из самых престижных залов мира и получившему Государственную премию России, когда впервые в истории она была вручена за достижения в джазе! А его культовый ансамбль "Мелодия", а его четыре биг-бэнда (один из которых сейчас носит его имя), а его музыка к кино и театру? И наконец, его уникальный, узнаваемый среди многих звук альт-саксофона…</p>
<p>Он, Георгий Гаранян, один из мэтров российского джаза – саксофонист, дирижер и композитор – пришел в профессию не по образованию, а по призванию, и остался в ней навсегда. Вначале он хотел быть просто саксофонистом и стал им, потом – просто дирижером и стал им, а затем – просто композитором и стал им. Все, за что он брался, осуществлялось с наилучшими результатами и на высшем уровне!</p>
<p>При этом для друзей он всегда оставался просто Жорой. Для кого-то он был Георгием Арамовичем, а для меня он был "Георг Арамычем"… Лично мы с ним встречались и беседовали всего раза 4-5, еще несколько раз подолгу говорили по телефону и по интернету… И ни разу он не показал, что он - величина и лишь снисходит до разговора с каким-то абсолютно не известным ему журналистом из Еревана.</p>
<p>ПРИМЕЧАТЕЛЬНА ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, В МОСКВЕ, КОГДА, ПОСЛЕ ДОЛГОГО РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ, моих признаний в любви и уважении, заявлений о том, что знаю его музыку буквально с детства, имею в коллекции все его записи, еще те, на виниловых пластинках, включая и уникальную запись 1965 года, сделанную в Чехословакии (тогда, первым из советских джазовых коллективов, квартет Гараняна выехал за рубеж и среди прочих тем играл и его пьесы "Баллада" и "Армянский ритм"; выступление в зале Люцерна прошло удачно и по просьбе организаторов было повторено в последний день фестиваля, причем к четырем москвичам присоединился и талантливый пражский пианист, 17-летний тогда Ян Хаммер, позже ставший легендой мирового джаза), он согласился и на встречу в центре Москвы. Назначив место и час, простодушно спросил: "А как мы друг друга узнаем?". И лишь после моего заверения, что я его узнаю за километр, так как сотни раз видел его на фотографиях и кинопленках, он успокоился.</p>
<p>К месту встречи меня подвез московский товарищ. После примерно получасового разговора Гаранян подарил мне свои все имевшиеся на тот момент лазерные диски. Потом посмотрел на стоявшего рядом товарища, спросил: "А вы тоже любите джаз? А меня знаете?". Получив утвердительные ответы на оба вопроса, он полез в машину, достал еще один набор дисков и подарил ему.</p>
<p>До последних дней Георгий Гаранян продолжал заниматься музыкой, выступал как солист-саксофонист, руководил несколькими ансамблями, вел передачи на радио и телевидении. Он сотрудничал с телеканалом "Россия К" со дня его основания, вел программу "Джем-5", посвященную джазовой музыке, неоднократно входил в жюри Международного телевизионного музыкального конкурса юных музыкантов "Щелкунчик".</p>
<p>К сожалению, последние годы его жизни и творчества (а выступал он на большой сцене буквально до последнего дня своей жизни) были несколько омрачены разного рода склоками и слухами. Бывшие соратники обвиняли его в чрезмерном желании объять необъятное, быть везде и играть где только можно, играть со всеми, кого мог найти подходящим своему статусу. Кто-то обвинял его супругу, она отвечала на подобные обвинения контробвинениями… Был очень неприятный момент, связанный с его разногласиями с руководством оркестра Олега Лундстрема, который перед смертью лично передал ему палочку управления своим оркестром. Но никто и никогда не мог обвинить его в обмане, подлости, жадности или высокомерии, или, хуже всего для артиста, в непрофессионализме и халтуре.</p>
<p>На главной площади России 16 сентября 2004 года была заложена именная плита-звезда в честь народного артиста России Георгия Гараняна за его выдающийся вклад в отечественную культуру.</p>
<p>УЖЕ 4 ГОДА, КАК ОН УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ. СМЕРТЬ НАСТУПИЛА УТРОМ 11 ЯНВАРЯ от остановки сердца в Краснодаре, куда он приехал на гастроли. Но имя Георгия Арамовича, его музыка до сих пор с нами, и уже вполне очевидно, что навсегда останется на слуху у любителей музыки. В Москве создан Фонд Георгия Гараняна, который занимается развитием джаза и популяризацией его творчества – издаются диски, учебники по импровизации и оркестровке, книги, проводятся целых два фестиваля его имени – "Крошка джаз", где, как видно из названия, принимают участие юные джазмены, и взрослый, весьма престижный фестиваль "Царь-Джаз имени Георгия Гараняна", в гости к которому приезжают звезды мировой величины.</p>
<p>К 80-летию со дня рождения саксофониста и композитора Георгия Гараняна телеканал "Россия К" показал документальный фильм "О времени и о себе" и концерт-посвящение "Признание в любви", в котором приняли участие артисты – друзья Гараняна, разделявшие его подходы к джазу и музыке в целом, принимавшие участие в его проектах. Это – пианисты Денис Мацуев и Игорь Бриль, певица Хибла Герзмава, гитарист Алексей Кузнецов, контрабасист Андрей Иванов, ударник Дмитрий Севастьянов. На сцену вышел и молодежный биг-бэнд – детище Гараняна – ансамбль, образованный в 2006 году. В Краснодаре прошел памятный концерт биг-бэнда Георгия Гараняна, посвященный 80-летию музыканта, что совсем не случайно - с 1998 по 2010 год Гаранян являлся художественным руководителем и главным дирижером Краснодарского биг-бэнда. Он сделал оркестр, про который авторитетный музыкальный критик Анатолий Агамиров сказал: "По своему профессиональному уровню краснодарский джаз - лучший за всю историю джаза в Советском Союзе и России". И наконец, в своем интервью кубанской газете вдова музыканта рассказала, что к ней обратился один американский кинорежиссер с идеей создания художественного фильма о Гараняне. И действительно – почему о Гленне Миллере, Бенни Гудмене, Билли Холлидей есть, а о Георгии Гараняне не должно быть?</p>
<p>КОГДА В 2010 ГОДУ АРТИСТА НЕ СТАЛО, Я ОБРАТИЛСЯ К НАШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ С ПРИЗЫВОМ как-то отдать должное этой гигантской фигуре джаза – фестивалем, концертом или серией передач по ТВ или радио. Реакции не последовало. Пара информационных сообщений в прессе не в счет. И вот сейчас, когда Россия широко отмечает его 80-летие, очень хочется еще раз воззвать к совести наших ответственных за культуру людей, наших джазовых музыкантов – неужели и это событие мы оставим без внимания? Почему нельзя договориться и провести серию концертов, посвященных его памяти? Почему нельзя, наконец, организовать фестиваль или даже конкурс его имени именно в Армении? Можно связаться с Фондом его имени в Москве и сделать что-то совместное. Заполучить его ноты и учебники и раздать их заинтересованным людям и организациям.</p>
<p>Наконец, напрямую обращаюсь к руководству мюзик-холла "ЯНС" и автору идеи "Аллея звезд армянского джаза" музыканту Вазгену Асатряну - может быть, уже пора открыть звезду и Георгия Арамовича на столичной улице Теряна? Пригласить вдову и дочь на открытие, организовать по этому поводу большой концерт с участием наших трех биг-бэндов (Гаранян пару лет руководил сразу четырьмя!) и наших лучших саксофонистов, фотовыставку и показать всему миру, что мы помним своих выдающихся сыновей, любим и уважаем их.</p>
<p>Георгий Арамович Гаранян часто повторял, что джазовый музыкант – это не специальность, а стиль жизни, философия и мироощущение. "Джаз – это вся моя жизнь". Он остался в нем и после смерти.
2014 Новая редакция книги «Антоша Хаймович — САКСОФОН: ДЖАЗ, БЛЮЗ, ПОП, РОК». ноты на саксофоне, а так же внесены дополнения в Глава 18 — Вибрато. Love Story (Carl Sigman and Francis Lai) (3:06) 07. Далее

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники